Поставщик тепловой энергии. Смотреть что такое "Поставщик тепловой энергии" в других словарях

В. В. Ковальчук, вице-президент,
НП «Российское теплоснабжение»

Приведен анализ норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (ПП РФ от 23.05.2006 № 306) для того, чтобы ответить на животрепещущий вопрос - может ли (имеет ли право) или обязана оказывать коммунальные услуги теплоснабжающая организация?

Одним из наиболее болезненных вопросов теплоснабжения, по которому прошло немало дискуссий, и еще больше было высказано мнений, является вопрос - что же такое тепловая энергия для потребителя -товар или услуга, и где граница, на которой товар трансформируется в услугу. И хотя практически всегда отраслевые специалисты приходили к выводу, что тепловая энергия есть особый вид товара, на практике реализовать такой подход в договорных отношениях, особенно в жилищно-коммунальном секторе, было невозможно. Происходило это в первую очередь из-за отсутствия правовых норм и неопределенности гражданско-правовых отношений между жителями многоквартирного дома и теплоснабжающей организацией, возникающих по договору энергоснабжения (ГК РФ).

Принятие нового Жилищного Кодекса (ЖК) и, в недавнем времени, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам позволило наконец положить конец затянувшемуся спору.

Проанализируем нормы данных документов.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ существует три способа управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, предусмотренным федеральным законом;

3) управление юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (управляющей организацией).

При использовании второго и третьего способа управления вопрос - где заканчивается товар и начинается услуга - не возникает. Есть поставщик тепловой энергии, есть третье лицо (УО, ТСЖ, ЖК), которое на входе в дом покупает энергию и далее оказывает коммунальные услуги жителям.

Наибольшие споры вызывает поставка тепловой энергии при выборе непосредственного способа управления. По сути норм ЖК РФ и ФЗ № 210 собственник помещения (житель) должен иметь прямой договор на поставку тепловой энергии с теплоснабжающей организацией. Ес-

ли руководствоваться только этими положениями, то ситуация остается неизменной. Однако, принятые Правила предоставления коммунальных услуг конкретизируют условия и порядок поставки тепловой энергии при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного способа управления.

Проведем краткий анализ Правил.

В данном нормативном правовом акте вводится понятие «Исполнитель» - т.е. лицо, которое с одной стороны обязано выполнять функцию приобретателя коммунальных ресурсов, к коим относится и тепловая энергия, а с другой стороны, непосредственно оказывающего коммунальные услуги (здесь и далее по тексту жирным выделены термины, определения которых содержатся в Правилах - прим. авт.). При этом предполагается, что исполнитель может и сам являться производителем коммунальных ресурсов (например, в случае использования автономной котельной).

Таким образом, первый вывод: коммунальные услуги всегда должен оказывать «Исполнитель» на базе приобретенных или произведенных самим коммунальных ресурсов. И второй вывод, повторюсь, тепловая энергия - это коммунальный ресурс, на базе которого уже впоследствии оказывается коммунальная услуга, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях многоквартирного жилого дома.

Остается нерешенным вопрос: может ли (имеет ли право) или обязана оказывать коммунальные услуги теплоснабжающая организация? Для ответа на него проанализируем п. 7 Правил и определение «внутридомовых инженерных сетей».

П. 7 Правил гласит: «При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей орга низацией....»

Комментарий: если договор управления отсутствует, как отсутствует и организация-исполнитель коммунальных услуг, - жители напрямую заключают договор о приобретении тепловой энергии (важно! - коммунального ресурса) с теплоснабжающей организацией.

«...В этом случае ресурсоснабжающая орга низация несет ответственность за режим и каче ство подачи холодной воды, горячей воды, элек трической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входя щих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или при надлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.....»

Комментарий: определена граница, на которой заканчивается поставка ресурса и ответственность теплоснабжающей организации за характеристики этого ресурса - место раздела подводящих и внутридомовых инженерных систем.

«...При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем (т.е. инженерного оборудования внутри дома, предназначенного для оказания коммунальных услуг - по определению из Правил - прим. авт. ) осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.....»

Таким образом, обслуживание инженерных систем в доме и, как следствие, оказание коммунальных услуг, может осуществляться как привлеченными третьими лицами, так и самой теплоснабжающей организацией. При этом (ВАЖНО!) обслуживание «внутрянки» - это право, а не обязанность теплоснабжающей организации, т.е. она может согласиться с предложением собственников на оказание для них дополнительных услуг (по нерегулируемым ценам!), но может и потребовать привлечения третьих лиц для выполнения данных функций. В любом случае на границе дома заканчиваются обязательства и ответственность теплоснабжающей организации за поставку тепловой энергии как ресурса. Далее начинаются нормальные договорные отношения по предоставлению коммунальных услуг, в которых теплоснабжающая организация может участвовать только добровольно, но не по принуждению. С другой стороны, теплоснабжающие организации, как показывает опыт и имеющаяся практика, во многих случаях заинтересованы (или по крайней мере должны быть заинтересованы) во «вхождении в дома» и самостоятельном обслуживании внутридомовых систем, используемых для отопления. Поскольку от состояния этих систем и соответственно от качества теплопотребления во многом зависит надежность и качество теплоснабжения как основного вида деятельности теплоснабжающей организации (ТСО). Неграмотная эксплуатация внутридомовых сетей третьими лицами, в конечном счете, может создать гораздо больше проблем для ТСО, чем проблема самостоятельного обслуживания. Особенно, учитывая, что обслуживание «внутрянки» является одним из способов диверсификации бизнеса ТСО и возможностью получения дополнительных доходов.

Резюмируя вышесказанное, хочется еще раз отметить, что введено разграничение: на теплоснабжение - поставку ресурса (товара) до «стены дома» или иной границы раздела, и на оказание коммунальных услуг с использованием ресурса под названием «тепловая энергия» - это два разных бизнеса для теплоснабжающей организации. Первый обременен многими условиями, втом числе государственным регулированием цен (тарифов), публичностью заключаемых договоров и целым рядом других ограничений. Второй - нормальный рыночный способ получения дополнительных доходов на сопутствующем виде деятельности, к тому же повышающий надежность и качество основной деятельности.

Для нашей страны услуги по отоплению жилых помещений (как впрочем и офисных помещений) являются актуальными и необходимыми. Без качественного отопления наша жизнь в квартирах становится просто невыносимой – постоянно одолевают холод, озноб, происходит нарушение сна, повышается температура тела, в конце концов можно просто серьезно простудиться.

Какими законами регулируется качество услуг теплоснабжения

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу поставки тепла населению, являются:

  • Федеральный закон от 27.07.2010 года № 190-ФЗ « »,
  • Правила организации теплоснабжения в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от .
И совсем недавно было принято постановление Правительства РФ от «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» и утверждены соответствующие Правила, в которых есть требования к контролю качества теплоснабжения.

Требования к качеству отопления

Качество теплоснабжения в свою очередь определяется как совокупность установленных актами РФ и (или) договором теплоснабжения характеристик тепловой энергии (п.106 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя).

При этом Вам должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное отопление через присоединенную сеть в течение всего отопительного периода.

ВАЖНО: Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8°С или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8°С.

Услугой отопления (прежде всего в целях предоставления субсидий на оплату ЖКУ) также является продажа твердого топлива при наличии в доме печного отопления, когда отсутствуют централизованные сети теплоснабжения и внутридомовые инженерные системы отопления.

Часто бывает, что отопление включают слишком поздно, или температура в жилом помещении не соответствует установленным требованиям.

Нарушения прав граждан могут выражаться и в неправильном расчете размера платежей за тепло, неправомерных периодических перерасчетах (что происходит очень часто из-за сезонности этой услуги), а также в неосуществлении перерасчетов платы за коммунальные услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении.

Приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг требования к качеству коммунальных услуг отопления предъявляются следующие:

  • обеспечение температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18°С (в угловых комнатах - +20°С), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°С и ниже - +20 (в угловых комнатах +22)°С.
В других помещениях обеспечение температуры воздуха определяется в соответствии с «Государственный стандарт РФ. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 года № 158-ст.

Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) должно составлять не более 3°C, допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C.

При этом отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.

Несоставление акта замера температуры

Как я уже отмечал выше, акт проверки, а применительно к нашей ситуации - акт замера температуры, является основанием для перерасчета платы за соответствующие коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем (РСО) неустойки за нарушение своих обязательств.

Если в силу сложившихся обстоятельств составить такой акт не удалось (а такие случаи не единичны), нужно учитывать следующее.

Установить дату, когда услуга отопления не предоставлялась или предоставлялась, но ненадлежащего качества, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг можно по времени:

  • подачи Вами заявки о соответствующем факте в АДС;
  • зафиксированному коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным прибором учета тепла, если таковые установлены.
В одном из судебных дел, где УК обратилась с иском к жильцу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, ответчик по делу представил суду акт специалиста Роспотребнадзора, из содержания которого следовало, что температура в его квартире не отвечала требованиям «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям, помещениям», а также свое заявление в адрес исполнителя о ненадлежащем оказании услуги с отметкой в получении истцом.

На основании оценки указанных доказательств суд пришел к выводу о некачественном оказании услуги по отоплению жилого помещения ответчика за рассматриваемый период и уменьшил сумму задолженности.

Судебные споры

Теперь для наглядности обратимся к судебной практике.

Истец обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному предприятию о перерасчете оплаты коммунальных услуг за потребленную тепловую энергию, а также о взыскании компенсации причиненного ему морального вреда.

С начала отопительного сезона истцом было обнаружено, что радиаторы отопления, установленные в его квартире, прогреваются только наполовину. На устные и письменные обращения истца о проведении контрольных замеров на предмет соответствия температурного режима, нахождения и проживания в жилом помещении истца санитарно-эпидемиологическим нормам ответчик никак не отреагировал.

Позже на личном приеме у ответчика истцу вручили письменный ответ на его заявление о производстве промывки батарей в связи с прогревом радиаторов лишь наполовину, а также удостоверили, что к нему прибудет аварийная бригада для производства контрольных замеров.

В результате произведенных замеров был составлен акт обследования, которым установлено, что при температуре воздуха окружающей среды -14°С температура на вводе инженерных сетей составляет +61°С, перед сварным соединением отопительного прибора +32°С, а температура воздуха в помещении истца составляет +17°С.

Опрошенные в ходе судебного заседания свидетели показали суду, что в этот период в квартире истца было прохладно, он ходил по дому, одетым в свитер и брюки.

Суд указал, что порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества по предоставлению отопления установлен следующий: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры; на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения.

С учетом того, что температура в кухонном помещении истца была ниже допустимой нормы, суд пришел к выводу о нарушении ответчиком в течение 7 месяцев права истца на своевременное устранение неполадок коммуникаций отопления в его квартире, а также права на наличие оптимальной температуры в своем жилом помещении.

В результате суд взыскал с ответчика определенную сумму в счет перерасчета коммунальных услуг за отопление и компенсацию морального вреда (Решение Ханты-Мансийского районного суда от 05.04.2012 года по делу № 2-764/2012).

Если внимательно посмотреть на счет-квитанцию об оплате ЖКУ, которая приходит Вам ежемесячно, то можно увидеть, что услуга отопления - одна из самых затратных.
Поэтому отсутствие отопления в квартирах при наступлении холодов либо постоянный холод в квартире зимой, как случилось в приведенном мной примере, вызывает сильные негативные реакции у многих, особенно на фоне постоянного повышения тарифов.
Хорошо, что в отношении этой услуги не установлена социальная норма потребления, как в отношении электроснабжения.
Поэтому отстаивайте свои права и добивайтесь их соблюдения.

Продолжение следует….

Статьи цикла.

    Поставщик тепловой энергии - 3.3. Поставщик тепловой энергии организация, осуществляющая поставку тепловой энергии на отопление жилого здания в соответствии с договором энергоснабжения, заключенным с управляющей организацией. Источник …

    МДК 4-07.2004: Методика распределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление между индивидуальными потребителями на основе показаний квартирных приборов учета теплоты - Терминология МДК 4 07.2004: Методика распределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление между индивидуальными потребителями на основе показаний квартирных приборов учета теплоты: 3.4. Индивидуальный (поквартирный) учет тепловой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Поставщики электрической энергии (мощности) оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности) это организации, осуществляющие коммерческую деятельность независимо от организационно правовой формы по производству и продаже (поставке)… … Официальная терминология

    поставщик - 4.47 поставщик (supplier): Организация или лицо, которое вступает в соглашение с приобретающей стороной на поставку продукта или услуги. Примечание 1 «Поставщиком» может быть подрядчик, производитель, торговец или продавец. Примечание 2 Иногда… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Гарантирующий поставщик - Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить информацию для других стран и регионов. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Гарантирующий поставщик (сокращенно ГП) электрической энергии … … Википедия

    Лениногорск - О городе в Казахстане, ранее носившем такое название, см. Риддер Город Лениногорск Флаг Герб … Википедия

    Лениногорск (Татарстан) - Город Лениногорск Лениногорск Флаг Герб … Википедия

    СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения - Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации: Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    СТО 70238424.29.240.01.003-2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования - Терминология СТО 70238424.29.240.01.003 2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования: 3.1.1 аварийный режим работы: Переходный режим работы энергосистемы, характеризующийся повреждением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    РАО Энергетические системы Востока - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

ОТЧЕТ
По маркетинговому исследованию на тему:
Исследование рынка ресурсо - и энергосбережения города Москвы

3. Рынок поставщиков энергоресурсов в городе Москве.

Поставщиками энергоресурсов являются компании, осуществляющие поставку и реализацию энергоресурсов по свободным ценам потребителям, с целью извлечения прибыли. Поставщики покупают и продают права на получение энергоресурсов. Таким образом, право на энергоресурсы отрывается от его материального носителя, и фактически поставщик энергоресурсов ведет торговлю не энергоресурсами, а имущественными правами.
Если говорить о производстве и распределение электроэнергии, газа, воды такими предприятиями на территории города Москвы за последнее годы, то ситуация выглядит следующим образом (График № 3.1):

График № 3.1 Индекс производства по виду экономической деятельности « производство и распределение электроэнергии, газа, воды» в городе Москве (в процентах к предыдущему году)

Как видно из графика №3.1, индекс производства по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа, воды» в городе Москве имеет тенденцию к снижению.
Структура поставок энергоресурсов в Москве представлена на схеме № 3.1

Схема № З.1 Структура поставок энергоресурсов в Москве.

Ссылаясь на данные Федеральной службы государственной статистики, число действующих организаций на московском рынке по производству и распределению электроэнергии, газа и воды в 2007 году составило 725 организаций, это на 67 % больше чем в 2005 году. Как видно из этих данных, рынок производства и распределения энергоресурсов в Москве с каждым годом демонополизируется. Также эти данные свидетельствуют о развитие рынка высвобожденной мощности, его механизм раскрыт в Главе № 1.
Не смотря на большое число действующих организаций на рынке производства и распределения электроэнергии, газа и воды, на сегодняшний день основными поставщиками энергоресурсов в своем сегменте остаются несколько крупных компаний (Таблица № З.1).

Таблица № 3.1 Основные поставщики энергоресурсов в городе Москве

Если говорить о рентабельности предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, то на 2008 год в Москве она составила 14,2%. По данному показателю Москва является лидером по сравнению с другими субъектами федерации. Если говорить о Российской Федерации в целом, то рентабельность составляет 4,9%, что в 2,9 меньше чем в Москве.
Более подробная информация об основных поставщиках энергоресурсов в городе Москве будет раскрыта в следующих разделах исследования.

Из всего вышесказанного, как в главе № 2 , так и в данной главе, можно сделать вывод, что в городе Москве потребность в энергоресурсах (спрос) с каждым годом увеличивается, а удовлетворить данную потребность становится сложней. Следовательно, можно констатировать, что спрос превышает предложение.

3.1 Поставщики тепловой и электрической энергии в городе Москве.

Основными генерирующими компаниями по поставки тепловой и электрической энергии города Москвы являются ОАО и ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (ОАО «МОЭК»). На их долю приходится около 95% выработки электроэнергии и около 79% тепловой энергии (Диаграмма № 3.1). Электро- и теплоснабжение города Москвы, в основном, осуществляется от 14 теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) ОАО «Мосэнерго», 42 районных тепловых станций (РТС), 31 квартальных тепловых станций (КТС), около 110 малых котельных (МК) ОАО «МОЭК» и около 800 ведомственных энергоисточников.

Диаграмма № 3.1 Доля выработки и тепловой и электроэнергии в Москве.

На территории города Москвы, кроме ОАО "Мосэнергосбыт", ОАО «Теплосбыт», ОАО «МОЭК», действуют более 25 энергоснабжающих и энергосбытовых компаний, отпускающих электроэнергию конечным потребителям. Основными конкурентами этих трех крупных компаний являются следующие энергосбытовые и энергоснабжающие компании:

1) ООО "Русэнергосбыт ". Доля ООО "Русэнергосбыт М" на рынке Московского региона - 3,3%. Стратегический сегмент деятельности - предприятия и объекты ОАО "Российские железные дороги". ООО "Русэнергосбыт" имеет статус гарантирующего поставщика в 19 регионах РФ в зонах ответственности ОАО "РЖД". Начиная с 2009 г. правительство Москвы выбрало ООО "Русэнергосбыт" в качестве контрагента для эксперимента по внедрению оплаты электроэнергии через Единый платежный документ (ЕПД) на территории Восточного и Юго-Восточного административных округов г. Москвы.

2) ОАО "ВСК - энерго". Доля ОАО "ВСК - энерго" на рынке Московского региона - 0,9%. Основной стратегический сегмент деятельности - объекты Министерства обороны Российской Федерации.

3) Компании созданные на основе муниципальных сетей , расположенных в Московской области, имеющие статус гарантирующего поставщика ("гарантирующий поставщик второго уровня"). Совокупная доля этих организаций на рынке Москвы и Москвоской области составляет 8%. С 2009 г. 6 гарантирующих поставщиков второго уровня получили статус субъектов оптового рынка. В их число вошли ЗАО "Балашихинская электросеть", МУП "Ивантеевские электросети", МУП "Объединенные "Истринские электросети", ЗАО "Королевская электросеть", ОАО "Красногорская электрическая сеть", ОАО "Электросеть" г. Мытищи.

Баланс мощность всех электростанций Москвы и Московской области, входящих в состав энергетических компаний составила в 2008 г. по электроэнергии 9,1 млн. кВт, по тепловой энергии 34,93 тыс. Гкал/ч. (График № 3.2), это 4% от всей производимой мощности Российской Федерации. Эти электростанции занимают шестое место по данному показателю, уступая только таким регионам как, Тюменская область, Красноярский край, Иркутская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область.
Производство электроэнергии на данных электростанциях составило на 2008 год 52,8 (миллиардов киловатт-часов), что составляет 5% от общего производства электроэнергии по России.

График № 3.2 Мощность всех московских электростанций (млн. кВт)

Как видно из графика №3.2, московские электростанции, начиная с 2005 года, увеличивают (наращивают) свои мощности.
Поставщики энергоресурсов осуществляют торговлю электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием следующих механизмов (взаимодействия «Поставщик-Потребитель»):

  • рынок регулируемых договоров - торговля электрической энергией (мощностью) по регулируемым ценам (тарифам утвержденным ФСТ по электростанциям) на основании договоров купли-продажи электрической энергии и мощности. В 2010 году ОАО «Мосэнерго» заключило 1 076 регулируемых договоров купли-продажи электрической энергии и мощности с 23 контрагентами.
  • рынок на сутки вперед - торговля электрической энергией по свободным ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки.
  • балансирующий рынок - торговля электрической энергией по свободным ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее, чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии.

Ценовая политика московских энергоснабжающих и энергосбытовых компаний строится на основе Законодательных актов Российской Федерации и города Москвы. Тарифы на электрическую и тепловую энергию являются объектом государственного регулирования. Основными законодательными актами в области регулирования тарифов на электрическую энергию являются Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», приказ Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке». Тарифы на электроэнергию устанавливают энергетические комиссии. Такие комиссии существуют во всех регионах России. Они формируются местными органами власти (в Москве - Правительством Москвы, в Подмосковье - Правительством Московской области), которые и контролируют работу этих комиссий.

Процесс установления тарифов предельно прозрачный. Тариф для конечных потребителей складывается из тарифа на покупку (генерацию), услуги транспорта энергии, сбытовые и прочие услуги. Компании, осуществляющие производство, передачу, сбыт электроэнергии направляют в РЭК все необходимые материалы с соответствующими расчетами, содержащие информацию о производственных затратах, необходимой для развития прибыли и баланса электроэнергии. Поступившие документы изучаются членами РЭК на предмет обоснованности. Помимо сотрудников комиссии, оценкой требований энергетиков занимается специальный экспертный совет, в состав которого входят независимые ученые-экономисты. Учитывая рекомендации совета, РЭК выносит свое решение.

Таким образом, энергоснабжающие и энергосбытовые компании Москвы принимают минимальное участие в процессе формирования цен на электроэнергию. Изменение тарифа не зависит от работников этой области, а является результатом независимой оценки и тщательного анализа экономической обоснованности их потребностей.
В данной работе приведены тарифы на тепловую и электрическую энергии, как для физических лиц, так и для юридических лиц компаний ОАО "Мосэнергосбыт» (Таблица № 3.2)., ОАО «Теплосбыт» (Таблица № 3.3).

Таблица № 3.2 Тарифы на электрическую энергию для населения города Москвы с 01.01.2010 г. (коп/кВт.ч)

Тарифы на электроэнергию*

Городское население и потребители, приравненные к населению

Электрическая плита

Газовая плита

Однотарифный учет с применением одноставочного тарифа

Двухтарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток

день (с 7:00 до 23:00)

ночь (с 23:00 до 7:00)

Многотарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток

ночь (с 23:00 до 7:00)

пик (с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00)

полупик (с 10:00 до 17:00 и с 21:00 до 23:00)

*Тарифы на электроэнергию установлены постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21.12.2009 №106. Все цены указаны с учетом НДС.

Таблица № 3.3 Тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО «Мосэнерго» потребителям города Москвы в 2010 году*(руб./Гкал)

*Тарифы установлены Постановлением РЭК г. Москвы от 18.12.2009 № 104
Тарифы для юридических лиц из-за большого объема информации вынесены в приложение № 6.

Кроме регулируемого ценообразования на энергоносители, на рынке существует и нерегулируемое ценообразование. Начиная с 2007 года, объемы электрической энергии (мощности), продаваемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, планомерно уменьшаются.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2007 № 205 определены следующие доли продажи электроэнергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) (с учетом особенностей формирования объемов поставки электроэнергии и мощности населению) от объемов производства электрической энергии и мощности, определенных для участника оптового рынка в утвержденном балансе ФСТ России на 2007 год. На 2010 год эта доля составляет на I полугодие- 35 - 40 %, на II полугодие 15 - 20%. С 1 января 2011г.

Электрическая энергия и мощность в полном объеме будет поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам. Таким образом, будет формироваться цивилизованный и конкурентоспособный рынок сбыта энергоресурсов, где появится возможность менять сбытовую компания как оператора мобильной связи, а механизм ценообразования станет доминировать над административными указаниями. К сожалению, такой механизм на практике привел к резкому повышению нерегулируемых цен на электроэнергию. Например, рост нерегулируемых цен 2010 году к 2009 году составил: ФГУПП ММПП «Салют»- 12,8%, ОАО «Московский шинный завод»-27,1%, ОАО БКК «Серебряный бор»-13,2%. По мнению операторов рынка, данное явление является временным, пока окончательно не сформируется конкурентоспособный рынок сбыта энергоресурсов, о чем свидетельствует зарубежный опыт внедрение нерегулируемых тарифов.

Энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов. В условиях ограничений поставок природного газа и сложной экологической ситуации в городе Москве решение проблем дефицита энергетических мощностей экстенсивным методом только путем ввода новых энергоисточников и сетей неприемлемо. Повышение энергоэффективности систем должно обеспечиваться посредством выполнения комплекса программных энергосберегающих мероприятий. Основной целью этих мероприятий должно стать сокращение потребления первичного топлива, электрической и тепловой энергии при производстве, транспортировке и распределении энергии при сохранении надежного и качественного энергоснабжения потребителей города, а также и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Основными техническими мероприятиями по повышению энергоэффективности при производстве, транспортировке и распределении энергии в городе Москве являются:

  • ввод в эксплуатацию новых энергоисточников на базе высокоэффективных паро-газовых технологий (электрический КПД не менее 51% при условии полной загрузки по тепловой мощности);
  • оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения тепловых нагрузок на основании ежегодной корректировки схем энергоснабжения (годовой потенциал энергосбережения, реализуемый за счет перераспределения тепловых нагрузок между РТС ОАО «МОЭК» и ТЭЦ ОАО «Мосэнерго» в летний и переходный периоды, оценивается величиной 590 тыс. т у.т.);
  • снижение потребления энергоресурсов на собственные нужды при производстве электрической и тепловой энергии (экономия топлива за рассматриваемый период 2009-2013 г.г.г составит величину порядка 2075,6 т. у.т.);
  • использование незагруженных промышленных отборов турбин для выработки низкопотенциальной тепловой энергии;
  • снижение потерь при передаче и распределении тепловой и электрической энергии;
  • закрытие неэффективных, морально устаревших и физически изношенных ведомственных источников тепла;
  • разработка схем оптимизации загрузки энергоисточников, находящихся в собственности промышленных предприятий;
  • использование детандер - генераторов на избыточном давлении газа для выработки электрической энергии, холода;
  • внедрение повышенного температурного графика на ТЭЦ города Москвы в летний период для обеспечения работы абсорбционных машин в системах хладоснабжения с целью полезного использования теплоты;
  • глубокая утилизация тепла уходящих газов котельных установок с установкой систем автоматизации;
  • реконструкция водоподготовительных установок теплоисточников, модернизация теплообменных аппаратов;
  • реконструкция центральных тепловых пунктов, теплообменников. Например, современные пластинчатые теплообменники имеют эффективность теплообмена выше в 3-5 раз, чем традиционные;
  • установка частотных преобразователей на ЦТП и насосных станциях. В международной и российской практике энергосбережения использование ЧРП является одним из самых эффективных и быстро окупаемых проектов. Поэтому все вновь вводимые и реконструируемые ЦТП ОАО «МОЭК» в обязательном порядке оснащаются подобным оборудованием. Экономический эффект от применения ЧРП складывается из экономии электроэнергии, воды и тепловой энергии на подогрев холодной воды;
  • перевод ЦТП на ИТП с установкой счетчиком тепла, при этом, затраты могут снизиться ориентировочно на величину порядка 16% по отоплению и 67% по ГВС;
  • внедрение современных видов изоляций трубопроводов (ППУ, ППМ изоляции) например типа "Экофлекс". Тепловые потери такого трубопровода (например для "Экофлекс-Кватро" - 13,21 Вт/м против обычной стальной трубы с теплоизоляцией - 120 Вт/м) практически в 10 раз ниже, а надежность безаварийной работы в десятки раз выше.

3.2 Поставщики воды в городе Москве.

Основным и единственным поставщиком водных ресурсов на территории города Москвы является Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал» (МГУП "Мосводоканал"). МГУП "Мосводоканал" является крупнейшей в России водной компанией, оказывающая услуги по водоснабжению и водоотведению более чем 13 миллионам жителей. Ежесуточно московские станции водоподготовки подают потребителям около 4,5 млн. куб. метров питьевой воды. Объем оказанных услуг водоснабжения и водоотведения в 2008 году составил соответственно 1 537 млн. куб. м и 1 523 млн. куб.м.
Баланс производство- потребление водных ресурсов в Москве в 2009 году выглядит следующим образом (Таблица №3.4)

Таблица № 3.4 Баланс производство- потребление водных ресурсов в Москве (2009 год).


п/п

Наименование показателя

Единица
измерения

Значение

Объем поднятой воды

тыс. куб.м.

Объем покупной воды

тыс. куб.м.

Объем воды, пропущенной через очистные сооружения

тыс. куб.м.

Подано воды в сеть всего

тыс. куб. м

Отпущено воды потребителям (всего питьевого и технического качества)

тыс. куб. м

в т.ч. по приборам учета воды

Потери воды в сетях всего

В том числе расход воды на собственные нужды МГУП "Мосводоканал" всего

На технологические нужды

На хозяйственно-бытовые нужды

Принято сточных вод от потребителей оказываемых услуг

тыс. куб. м

Поступило сточных вод на очистные сооружения

тыс. куб. м

Протяженность водопроводных сетей (в однотрубном исчислении)

Количество артезианских скважин

Количество подкачивающих насосных станций

Основным потребителем водных ресурсов в Москве является население, на его долю приходится 71,3% воды. (Диаграмма №.3.2).

Диаграмма № 3.2 . Основные потребители воды в Москве.

Из-за столь значительного потребления водных ресурсов у населения, МГУП «Мосводоканал» сосредоточил свое внимания по экономии и рациональному использованию ресурсов именно в этом сегменте. Основные мероприятия по эффективному использованию водных ресурсов заключаются в следующем:

  • оснащение жилых зданий и зданий социально-бытового назначения общедомовыми приборами учета воды;
  • оснащение квартир индивидуальными приборами учета воды;
  • использование в жилых домах и квартирах москвичей водосберегающей арматуры (вентильные головки с керамическим запорным узлом для бытовых смесителей и комплект арматуры к смывным бачкам "Компакт").

В марте 2009 г. на заседании Правительства Москвы была одобрена концепция разработки городской программы "Чистая вода". В соответствии с данной концепцией в городе предусматривается проведение следующих мероприятий по водосбережению и рациональному водопользованию:

  • сокращение потерь в системе водопроводно-канализационного хозяйства;
  • организацию мониторинга всех водопотребителей в городе с точки зрения оценки состояния внутренних санитарно-технических систем зданий;
  • замену воды питьевого качества на техническую воду для ряда потребителей при соответствующем технико-экономическом и санитарно-гигиеническом обосновании;
  • совершенствование учета водопотребления;
  • завершение перехода на расчёты управляющих организаций с населением за фактическое потребление воды, исходя из показаний приборов учета;
  • проведение работ по нормализации и контролю за давлением;
  • совершенствование технологии обнаружения утечек воды;
  • сокращение нерационального водопользования на предприятиях города;
  • строительство систем оборотного водоснабжения;
  • установка антивандальной санитарно-технической арматуры в культурно-бытовом секторе и бюджетных организациях.

Если говорить о механизме ценообразовании на водные ресурсы города Москвы, то он идентичен механизму ценообразования на топливные и электрические ресурсы и представлен в пункте 5.1. Постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы № 71 от 23 ноября 2009 года «Об установлении тарифов на товары и услуги МГУП «Мосводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2010 год» с 1 января 2010 года утверждаются и вводятся в действие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения (Таблица № 3.5).

Таблица № 3.5. Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в городе Москва в 2010 году

Холодное водоснабжение потребителей любой группы технической водой осуществляется по тарифу 5,70 руб./м3.

3.3. Поставщики газа в городе Москве.
Основными поставщиками газа на территории Москвы являются такие компании как ГУП «Мосгаз», ООО «Мособлгазпоставка», ОАО «Московская газовая компания», ООО «Московская региональная компания по реализации газа». Рассмотрим более подробно каждого участника данного рынка сбыта.

ГУП «Мосгаз» создано в соответствии с Приказом Департамента энергетики и энергоснабжения от 24 сентября 1992 года № 89 в порядке реорганизации (преобразования) ранее действовавшего Московского городского производственного объединения «Мосгаз». Учредителем Предприятия является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы. Предприятие находится в ведомственном подчинении Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы. «МОСГАЗ»- это полностью самостоятельное предприятие, имеющее разветвленную территориальную и производственную структуру. Находящееся в его ведении газовое хозяйство Москвы по объемам потребления газа, протяженности газовых сетей и сооружений, технической оснащенности — крупнейшее среди подобных хозяйств России. Основные показатели ГУП «Мосгаз» - эксплуатация 7320 км сетей, транспортировка более 30 млрд. кубометров газа в год, газоснабжения более 500 промышленных предприятий,16 ТЭЦ, 70 районных и квартальных тепловых станций; 2 млн. квартир с населением более 5 млн. человек.

ООО «Мособлгазпоставка» является независимым поставщиком газа в Москве. Работа организации регламентируется Положением об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» и Положением об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации. В настоящее время компания прочно заняла свою нишу на газовом рынке города Москвы и получила заслуженное доверие потребителей. На сегодняшний день заключено более 1000 договоров, как с крупными предприятиями, так и с предприятиями среднего и мелкого бизнеса. Практически половина потребителей, осуществляющих покупку газа у ООО «Мособлгазпоставка», составляют промышленные предприятия с иностранным капиталом.

ОАО «Московская газовая компания» была создана в ноябре 2005 года Правительством Москвы и компанией «Роснефть». Компания была учреждена в целях повышения эффективности газового рынка Москвы, привлечения альтернативных поставщиков газа, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе путем участия в программах малой средней энергетики.

Московская газовая компания поставляет десяткам клиентам природный и сжиженный газ. Компания работает как с крупнейшими промышленными предприятиями («СИБУР», «Импекснефтехим», «СГ-Транс»), так и с небольшими частными компаниями, использующими газ в качестве отопления, топлива и преобразования электроэнергии (сеть ресторанов «Шеш-Беш», сеть аптек «36,6», Московский винодельческий завод, завод мороженого «Айс-Фили» и т.д.).

ООО «Московская региональная компания по реализации газа» (ООО «Мосрегионгаз») является крупнейшей компанией среди региональных газовых предприятий России: ежегодный объем поставок газа потребителям составляет более 40 млрд. м3. Более 9 тысяч договоров на поставку газа заключено с предприятиями электроэнергетики, цементной промышленности, агрохимии, машиностроения, металлургии, стройиндустрии, аграрно-промышленного комплекса, Минобороны, жилищно-коммунального хозяйства и предприятиями коммунально-бытового назначения. С начала 2007 года ООО "Мосрегионгаз" является поставщиком газа для ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МОЭК".
В данной работе для понимания ориентировочной цены на природный и сжиженный газ в Москве приведем тарифы ООО «Мосрегионгаз», так как они более полно отражают тарифы других поставщиков и колеблется в пределах 20%.

Размер оптовых цен на газ для потребителей Москвы представлены в таблицы № 3.6 (за исключением газа, реализуемого потребителям в отношении которого применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные п15.1-15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 №1021).

Таблица № 3.6

Размер платы в Москве за снабженческо-сбытовые услуги (руб./1000 куб.м) по группам потребителей с объемом потребления газа (млн.куб.м./год)

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации